Шафик Бессеге: Балансируя между Востоком и Западом

У Шафика Бесеге очень оригинальный, запоминающийся стиль катания, который он усовершенствует из года в год. В его программах сливаются в единое целое Восток и Запад. В рамках турне команды Франции он подвел итоги прошлого сезона, рассказал о своих планах, о своем стиле и о новом показательном номере „Аладдин“ и поговорил немного о политике.
Шаф, что ты можешь сказать о прошлом сезоне? Как он сложился для тебя?

Сезон я начал очень удачно, я прокатал хорошо программы в Японии, выступил на нескольких международных соревнованиях (Шафик выиграл Ломбардию Трофи, Кубок Ниццы и немного позже Кубок Тироля), впервые я стал чемпионом Франции, чему я был несказанно рад. После этого я расстроился, так как получил травму и поэтому мне пришлось пропустить чемпионат Европы. Я думал, что там бы я смог выступить достойно. Подготовка к чемпионату мира была трудной, там я допустил много ошибок и это стоило мне баллов.

Сейчас ты стал первым номером в команде Франции. Чувствуешь дополнительную ответственность?
Да, но я стараюсь работать очень много, чтобы приблизиться к результатам топовых спортсменов настолько близко, насколько это возможно. Что касается ответственности, то это не является для меня проблемой, я справлюсь.

Какие цели ставишь перед собой на данный момент?

На прошлой неделе у меня была встреча с федерацией. Программы буду ставить в июне. Мы планируем поработать с хореографом Алленом Шраммом в Далласе. Сейчас у меня уже есть идея короткой программы, для произвольной пока ищем музыку. Потом в сентябре я хотел бы вернуться в Россию и снова поработать с Еленой Буяновой. А так я продолжаю свое сотрудничество с моим тренером Анник Дюмон, и буду время от времени посещать мастер-классы с разными тренерами.

Такое ощущение, что твои прыжки стали выше. Что стало предпосылкой к этому?

Елена Буянова многому меня научила в прошлом году, я был в хорошей форме и она действительно дала мне советы, как мне усовершенствовать свою технику. Я думаю, мог бы стать лучше, если бы имел возможность подольше поработать в России чем в прошлом году. Две недели – это мало. Посмотрим, получится ли в этом году. Надеюсь, если мы поработаем вместе подольше, то и результаты станут лучше.

Как ты работаешь над второй оценкой?

Надеюсь, в этом году эта оценка у меня станет лучше. На ЧМ я получил не очень высокую оценку за компоненты. Я сам увидел разницу по сравнению с другими соревнованиями. Поэтому мне надо каждый день над ними работать и работать. Я занимаюсь с нашим тренером Катериной Глэйс. Каждый день она мне дает уроки, чтобы я мог совершенствовать переходы и связки. Кроме того, думаю, что вместе с хореографом Алленом Шраммом мы улучшим хореографию и поработаем над компонентами. Если я откатаю программы чисто, то и оценка за компоненты будет тоже выше.

Сейчас ты принимаешь участие во французском турне по городам.

Здорово, увидеться со всеми в конце сезона, провести время с поклонниками и друзьями, сбросить накопившийся за сезон стресс. Мы приобретаем опыт. Мы пробуем новые роли на льду. Пробуем новые стили, прежде чем перенести это в соревновательные программы.

В турне ты показываешь два новых показательных номера. Расскажи немного о них?

Первым номером я катаю “I believe I can fly”. Это очень красивая песня, мне она нравится, я чувствую музыку, поэтому решил кататься под нее. А вторая программа это «Аладдин». В «Аладдине» есть немного хипхопа. Это хорошо для шоу, так как таким образом я могу представить два разных стиля, молодежь найдет что-то для себя и представители более старшего поколения, которые тоже смотрели этот фильм. Мне кажется, это хорошо. Я хочу дать зрителю все, что могу на льду. Я хочу им показать что-то, что, возможно, для них станет новым.
В „Аладдине“ ты вызвал Джина и общаешься с ним на льду. О чем ты его попросил?

Я попросил его сделать так, чтобы я смог танцевать как Крис Браун (прим. ред. танцор хип-хопа).

Твои программы отличаются оригинальностью, ты катаешься под разную музыку, используешь восточную музыку и тот же хип-хоп. Как бы ты сам описал свой стиль?

Мне нравится, и я хочу отличаться от других. Мне кажется, так интереснее. Если я начну кататься как другие, то это буду уже не я и не мой стиль. Многие подходят ко мне после соревнований и говорят – „Привет, Шафик! Мне нравятся твои программы, нравится твоя музыка, твой стиль“. Очень приятно это слышать. Эти слова самая лучшая благодарность для меня. Я действительно счастлив, когда слышу это, так как всегда пытаюсь дать публике что-то другое.

Для меня и для нашего вида спорта важно, показывать разные стили. Жаль, что часто зрителям приходится слушать одну и ту же музыку и видеть похожие движения. Надо быть разными, такими как были Брайан, Плющенко, Ягудин или Такахаши. Они все являются очень харизматичными спортсменами и всегда давали что-то публике. Некоторые топовые спортсмены могут показать эмоции, но не все. Брайан и Флоран могут.

Как тебе удается объединить в программах восток и запад?

Мне нравится восточная музыка из-за быстрого темпа, я чувствую восток довольно таки хорошо, так как сам я выходец из Алжира. Я как бы предназначен для этой музыки. Мне нравятся песни, нравится национальная музыка. То же самое я могу сказать и про хип-хоп. Когда я был моложе, часто слушал его и полюбил это направление музыки. Я ведь хочу отличаться, вот и пытаюсь.

В последнее время в прессе появляются негативные статьи об Алжире и мигрантах. Как ты к этому относишься?

Для таких как я это грустно и тяжело. Когда смотришь телевизор, то показывают всегда что-то плохое. Трудно на все это смотреть и тяжело. Грустно также, когда люди смотрят на таких как я , то думают – вот он тоже такой плохой. Мне кажется, можно было бы показывать и что-то хорошее, освящать и эти стороны. Я каждый день сам пытаюсь доказывать снова и снова своими поступками, что есть люди, которые занимаются хорошим делом. Пытаюсь показать тут другую сторону, что –то сделать, за что можно было бы гордиться. Есть много выходцев из Алжира, которые несут добро. Мне кажется пройдет много времени и сменятся несколько поколений, прежде чем все это уляжется. Надеюсь, ситуация измениться, и в мире восстановится мир.

Поэтому, наверное, такие программы как твой «Аладдин» очень важны…

Именно. И детям он тоже нравится.

Ты как бы напоминаешь людям о том хорошем, раскрываешь другие стороны.

Да, об этом я тоже думал.

А чем ты занимаешься в свободное время? Я знаю, у тебя тоже есть кошка.

Хобби? Отдыхать! Много отдыхать (смеется). Но я люблю ходить в кино, смотреть новые фильмы, люблю проводить время со своей семьей, люблю машины и мотоциклы.. Но у меня нет мотоцикла. Для меня, как спортсмена, это слишком опасно, но иногда я могу прокатиться с друзьями. Когда карьеру закончу, будет и у меня мотоцикл. Кот у меня есть, но он живет у мамы в моем родном городе. Его зовут Пикачу. Я люблю животных, но времени на них сейчас нет. Еще я люблю кататься на лыжах, когда есть время, ну и конечно футбол.

За кого болеешь?

Люблю нашу французскую сборную, а в национальном чемпионате болею за Марсель. Среди международных клубов мне нравится Барселона.

Уже думал, чем будешь заниматься после окончания карьеры?

Немного буду тренировать, может ставить программы. Потом бы я занялся вместе с отцом бизнесом. Я люблю фигурное катание, но когда закончу, это будет конец. Я много времени вложил в спорт и хотелось бы попробовать в жизни другие вещи. Я получил диплом по в области коммерции, у меня есть лицензия тренера. Может быть выступлю в нескольких шоу, буду путешествовать – люблю смотреть мир, а потом правда займусь бизнесом.