Роман Агенауэр: Сейчас у нас новая ситуация

Пожалуй, на сегодняшний момент он является самым популярным тренером в мире. Его спортсмены являются лидерами в танцах на льду. Он работает с олимпийскими чемпионами и с чемпионами мира. Многие пытаются приоткрыть секрет его работы, подобрать ключ к успеху его спортсменов, чтобы обыграть французских фигуристов Габриелу Пападакис и Гийома Сизерона. В этом интервью Роман Агенауер рассказывает о своей работе, о своих спортсменах, целях и мечтах. Но и ему приходится иметь дело с критикой.
Вы работаете с лучшими танцорами на льду в мире, стало ли в этом сезоне для Вас работать еще сложнее, после того как к Вам в группу пришли олимпийские чемпионы Тесса Виртью и Скотт Мойр?

Нет, совершенно нет. Я работаю с чемпионами мира Габриелой Пападакис и Гийомом Сизероном и одновременно с Тессой и Скоттом. Я тренирую два дуэта экстра-класса и они очень сильны. Это здорово работать со спортсменами такого уровня. Они ведь отличаются друг от друга. Нет, это не сложно, но это очень высокий уровень, где каждая мелочь может стать решающей. Мы много работаем над точностью, нам надо отшлифовать два совершенно разных стиля. Это несложно, просто это предполагает большой объем работы.

Сколько пар тренируются сейчас в Вашей группе?

На данный момент у нас от 13 до 15 пар. То есть два дуэта тренируются с нами не все время, они готовятся к национальному первенству и часто приходят к нам на каток.

Как Вы находите время для всех своих спортсменов?

Я провожу много времени на льду, я на катке с 7 утра до 17 вечера. Наш день полностью расписан, чтобы мы могли предоставить всем определенное качество тренировок — для всех наших спортсменов. У нас одновременно тренируются не более пяти пар на льду. Мы работаем и с юниорами, и надо всем уделить равное количество внимания.

Чем отличаются Тесса и Скотт от французских фигуристов?

Самым важным отличием является история каждой пары: Тесса и Скотт – они вернулись в спорт, у них позади уже супер карьера, они достигли самой главной цели – стали олимпийскими чемпионами и у них очень много соревновательного опыта. Они сказали, что возвращаются в спорт, так как не достигли еще всего того, чего хотели достичь. Я говорю сейчас не в плане результатов, а в плане работы, артистизма. Понятно, что они вернулись, чтобы выигрывать. Но особенно важно для них, это испытывать при этом удовольствие, тренироваться, и снова выступать на соревнованиях. Они никому ничего не должны доказывать, они все уже доказали в прошлом.
Габриела и Гийом являются двукратными чемпионами мира, они очень молоды – им всего 21 и 22 года. А Тессе и Скотту 28 и 29. Это два разных поколения и две разные истории. Габриела и Гийом стали очень быстро чемпионами Франции, Европы и мира. Сейчас они стоят перед новой задачей, которой у них до этого не было. Сейчас им предстоит соревноваться с очень сильными соперниками. Разница между их результатами будет незначительной. Во время тренировок в Монреале это не проблема. А вот на соревнованиях у нас новая ситуация, что вы могли видеть в Марселе (Габриела и Гийом проиграли Тессе и Скотту на финале Гран При).
Они должны научиться справляться с этой ситуацией. Это огромный опыт для них. Ведь они хотят выиграть чемпионат мира и Олимпиаду, поэтому должны научиться работать под давлением. В первый раз им нечего было терять – они выиграли титул. Во второй раз все было иначе из-за сотрясения мозга у Габриелы и они были просто рады выступать. Сейчас им надо выигрывать на протяжении всего сезона у сильных соперников. Я рад, что они учатся этому сейчас. Ведь на ЧМ и Олимпиаде им предстоит пройти через это. Но они сильные и если они воспримут эту ситуацию положительно, то станут еще сильнее.

Эти пары тренируются в одно и то же время?
Иногда вместе, иногда раздельно. Мы смотрим, над чем кому надо поработать. Но это две разные ситуации: совместные тренировки не являются проблемой. Они должны сконцентрироваться на том, чтобы чисто откататься, насколько это возможно. Для тренера все то же самое – я стараюсь дать только лучшее одним и другим тоже. Мы не рассматриваем наших спортсменов в качестве соперников. Мы работаем, чтобы обеспечить им лучшие тренировки.

Как Вы находите идеи для танцев, создаете что-то новое, когда, уже казалось бы, невозможно превзойти старое?

Поиск идей всегда сложен, решение принимает вся команда. Габриела и Гийом много говорят с тренерами, они что-то предлагают, я что-то предлагаю, Мари Франс и Патрис предлагают свои идеи. Они хотят показать нечто большее – контемпорари (современный стиль модерн). Они выбирают необычную для фигурного катания музыку, показывают больше артистизма. Это хорошо. Мы должны много работать, чтобы быть лучшими. Мне кажется, это революция в танце и ее лидерами являются Габриела и Гийом. Они молоды и, возможно, будут кататься еще 6 или 7 лет.

Я слышала и критическую точку зрения. Ваши танцы очень красивые, но в них нет идеи, они не рассказывают историю…

Танец может рассказывать историю, но мы с Габриелой и Гийомом работаем глубже. Мы работаем с эмоциями и чувствами. Может быть, люди пока не понимают эту историю, идею. Но наша цель – это создать эмоции. Иногда, когда вы идете на балет, то вы не знаете о чем там речь, но вас захватывают именно эмоции – вот это истинная интерпретация. Когда играешь Шехерезаду или Чарли Чаплина – все очевидно, Габриела и Гийом не хотят этого. Мне кажется, достичь столь высокого уровня артистизма – нереально сложно. Легко надеть костюмы и сыграть определенную роль. Но мы так не хотим. Пападакис и Сизерон хотят оставаться сами собой, хотят вызывать эти эмоции. Это принесло им успех в прошлом году. И я думаю, в этом году будет так же – если они будут технически чисто кататься.

Каким Вы видите будущее танцев на льду?

Не знаю. В Марселе я видел шесть лучших пар и все они показали потрясающие и очень интересные программы. Многие пытаются сейчас, если сравнивать с Олимпиадой в Сочи, больше танцевать. В нашей дисциплине сейчас есть явные лидеры – это Габриелла и Гийом, а сейчас еще и Тесса Виртью и Скотт Мойр. Они поднимают планку все выше и выше, а другие спортсмены пытаются их обойти и работают соответственно больше и больше. Быть может нас критикуют, но сейчас многие пытаются работать в том направлении, что и мы.

Вы свободны в своей работе?

Мы все работаем вместе – спортсмены, тренеры, федерации. Габриела и Гийом работают с французской федерацией, канадцы – с канадской. Мы много работаем с разными странами, так как они перепроверяют уровни, подают идеи. Мы работаем каждый день, но иногда важно иметь взгляд и со стороны. Федерации нас поддерживают – это очень важно. И спортсменам тоже важно знать, что эта поддержка есть. Когда работаешь на таком уровне, то это как слаженный механизм, большая машина. И если Габриеле и Гийому что-то требуется для костюмов или в постановках, их федерация всегда готова оказать им эту поддержку.
Вы могли бы себе представить поработать с одиночниками или парниками?

Я уже работал с ними в прошлом. Я работал с Дайсуке Такахаши, с Брайаном Жубером, с Ванессой и Морганом. Но сейчас я полностью сконцентрирован на танцах на льду, а здесь у меня достаточно работы.

Если ли у Вас тренерская мечта?

Мечта? Я счастливый человек. У меня тренируются супер спортсмены, я работаю с ними. Это урок и для жизни. Когда все получается, когда что-то не получается – мы должны с этим справляться. Моя мечта – это чтобы мы выиграли все три олимпийские медали. (смеется)

Все три?

Ну самое важное, чтобы спортсмены откатались так хорошо, насколько они могут. Американский дуэт тоже стал сильнее и у них есть все шансы попасть на подиум. Это наша цель. И было бы здорово, чтобы у нас были все три медали.

Александра Ильина (Каен)

На немецком