Способ передвижения: коньки. Часть 2

The American Skating King — Джексон Хейнс (Jackson Haines)

Для этой главы я выбрала «особенного героя». Если бы не он, вряд ли сейчас мы с вами беседовали бы о фигурном катании в том виде, в котором оно существует сегодня.
В 1840 году в Чикаго появился на свет ребенок, которому суждено было перевернуть представление о катании на коньках, уже успевшее сложиться в странах Европы.
И он его не просто перевернул – именно благодаря ему сегодняшнее фигурное катание многим из нас видится скорее, искусством, чем видом спорта.
Итак, 1840 год… Новорожденного звали Джексон Хейнс (Jackson Haines).
История скромно умалчивает о детских годах героя – впрочем, эта история вообще о многом умалчивает. Приходится довольствоваться тем, что есть.
Остается предположить, что Хейнс, еще ребенком встал на коньки… ну, или скажем, так: в раннем детстве мальчик привязал к своим ботинкам коньки – это, пожалуй, ближе к истине. Ну, и скорее всего, к катанию на коньках у ребенка были большие способности, да что там – этого даже предполагать не надо – были они, еще какие!..
Безо всяких предположений и догадок – у маленького Хейнса обнаружились выдающиеся способности к катанию на коньках. Сегодня о нем сказали бы – уникальный, выдающийся талант.
В те годы стиль катания был так называемым, «жестким», или – английским. Катающиеся старательно выполняли строгие элементы на льду без попыток внесения каких-либо художественных образов.

Подростком Джексон отправился в Европу, где учился в балетной школе. Вероятно, там же он получал какое-то образование, хотя об этом нигде не упоминается.
А в 17 лет он вернулся в Америку с желанием «все изменить». Похоже, юный Хейнс был по натуре бунтарем.
Так или иначе, итогом его занятий хореографией явилось то, что Джексон стал первым фигуристом, включившим в свои выступления танцевальные движения и музыкальное сопровождение.
Какое именно было это сопровождение, остается только догадываться, сведений об этом я не нашла. Возможно, это была скрипка???
Представим себе картину: небольшой застывший пруд (именно на таких катках чаще всего тогда и выступали… ну, когда — выступали) – зима, вокруг – заснеженные деревья и тепло одетые «зрители».
А там, на этом катке выписывает замысловатые фигуры юный красавец Джексон – (кто знает, что там были за фигуры?.. может, спирали, или вращения, а может и — дорожки шагов?!) – и все это в сопровождении «живой» музыки. Вот музыкантов на морозе (ну, пусть даже – на очень легком морозце!) я вообразить что-то не могу никак, ни со скрипкой, ни с гитарой или флейтой… вообще – ни с одним из инструментов. Но как-то же он выступал под музыку! А патефон, надо полагать, в 1860-е еще никто не изобрел… Или – изобрел?!.. загадка…

Однако, несмотря на яркий талант и несомненную красоту движений молодого Хейнса, его идеи не встретили большого энтузиазма у американцев. Да что уж там – никакого энтузиазма они не встретили. Стиль нового фигуриста был прямой противоположностью общепринятому.

Он сумел использовать свой балетный опыт – его небольшие программы были изящны, музыкальны, полны стремительных и точных движений.
Кроме всего прочего, он придумал нововведение – он начал прикручивать коньки прямо к сапогам. До этого принято было пользоваться ремнями для крепления коньков к обуви. (Прием этот, как я рассказала в первой главе, на самом деле еще раньше придумал Петр Первый, но до Америки изобретение Петра так и не доехало, пришлось его изобретать еще раз!).
Новый способ крепления коньков позволил Джексону чувствовать себя на льду устойчивее и легче «выполнять прыжковые элементы».
(Тут опять-таки остается догадываться и воображать, что ж он такое прыгал?! Потому, как ни Аксель Паульсен, ни Ульрих Сальхов, ни Риттбергер, ни кто-то другой из отцов-основателей свои прыжки еще не придумали и человечеству их не подарили. До них оставалось еще почти полвека истории…)
Джексон стал первым «конькобежцем», изучившим хореографию и внесшим в элементы ритмику и пластику. Я бы назвала его – первым настоящим фигуристом в истории.
Однако соотечественники не приняли «новый стиль»(такое случается и сейчас, сплошь и рядом), и Хейнс уезжает в Европу.
Тогда он еще не знал, что больше не вернется на родину.

Он начал свой тур по Европе в 1864-м году.
Хейнс демонстрировал свою программу «Произвольные фигуры» под музыку в Лондоне – там его встретили немного прохладно, и в Стокгольме – где его приняли тепло.
Когда же Джексон достиг Вены, его ожидала горячая и восторженная встреча.
Европа в лице австрийцев приняла его и полюбила.
Вскоре он не только выступал на австрийских катках, он часто выезжал в турне по Европейским странам, а позже начал преподавать в Вене танцы на льду. В некоторых источников утверждается, что знаменитый Иоганн Штраус был так очарован катанием молодого американца, что написал несколько вальсов специально(!!) для его программ. (Кстати, интересно – почему никто из современных фигуристов не использует в своих программах музыку Штрауса, написанную специально для фигурного катания?).
Джексон Хейнс жил и преподавал в Вене, у него появились ученики, поклонники и последователи, тогда же его признали основоположником школы фигурного катания.

Катки в те годы были, понятно, только естественные, но для них уже появлялись первые закрытые помещения.
Известно, что в 1872 году Джексон и его ученик – необыкновенно талантливый юноша Франц Беллази — выступали в Праге «на закрытом катке в театре, в котором были открыты все окна». Каток, таким образом, был залит прямо на сцене. Это явилось смелым новаторством и привлекло массу зрителей.
Выступали они, судя по всему, как сольно, так и в паре – в те годы нередко катались в паре двое мужчин, так как время женщин в ФК было еще далеко впереди.

Хейнс обретает огромную популярность и любовь публики. Его изысканное катание неизменно привлекает зрителей. Стиль катания Хейнса стали называть «Международным».

Вот небольшой отрывок, написанный о нем Н.Паниным-Коломенкиным:

«Еще в 1864 году в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц(Хейнс), которому суждено было стать основателем современной нам формы искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась, по-видимому, вполне самобытно…
Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанном с вытягиванием и сгибанием колена опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения.
Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела… Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства — к международному стилю…»

Фигурист, ставший основоположником современной школы катания, так никогда и не вернулся на родину в Америку, где его все же признали – но лишь много лет спустя после его смерти. Удивительный талант и яркая, насыщенная жизнь этого человека совершенно точно заслуживает отдельного описания в повести, или даже в романе. Но, к огромному сожалению, сведений о нем очень и очень мало.

В Австрии же ученики Джексона, в том числе Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт – успешно выступали на первых международных соревнованиях.
Известно также, что в дальнейшем эти трое, изучая и перенимая опыт Джексона, совершенствовали свои (а точнее сказать – его!) «фигуры», и позднее опубликовали книгу под названием «Следы на льду». Это вещь стала одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию. (сразу оговорюсь – в сети я ее не нашла. Скорее всего, она не существует в электронном виде – либо не переведена на русский язык). Однако несколько экземпляров сохранились в архивах немецких библиотек.

Покажу лишь сохранившуюся обложку этой книги – вот она:

и разворот:

Диамантиди, к тому, же был художником, и часто изображал каток и фигуристов на своих картинах.
Среди учеников Хейнса был также Луис Рубинштейн, родом из Канады – именно он потом «привез» стиль своего учителя в Северную Америку.
(Луис Рубинштейн – Чемпион Канады с 1883 по 1889 годы, и Чемпион США в 1888, 1889 и 1891 годов.)

Джексон Хейнс прожил всего 39 лет.

В 1879 году, во время очередного турне, переезжая из Петербурга в Стокгольм, он умер от туберкулеза в небольшой финской деревушке Gamla-Karleby, где и был похоронен.

На его могиле надпись:

«The American Skating King» — думаю, она не требует перевода.

Следующей, 3-й частью этой темы будет история о первых мировых чемпионатах и знаменитом Ульрихе Сальхове.

Автор: Люся Генсировская