Великий швед: Гиллис Графстрём

В двадцатых годах прошлого века на горизонте фигурного катания возникает новая звезда: на смену Ульриху Сальхову пришел Гиллис Графстрем.
Фигурист, обладавший безусловным талантом, выдающимся артистизмом, музыкальностью, и очень своеобразным характером.
Выходя на лед, Гиллис не только точно и безошибочно исполнял элементы, но всякий раз демонстрировал такую легкость, элегантность и вдохновенность в катании, что неизменно выигрывал практически все турниры, в которых принимал участие.

Кстати, многие элементы были разработаны им самим – например, он считается автором прыжка во вращение.
Первым крупным соревнованием, в котором Гиллис был замечен и оценен, стала VII Олимпиада 1920 года в Антверпене. В турнире принимали участие девять фигуристов из шести стран.
Особый интерес вызывало то, что Антверпен решил покорить и 42-х летний Ульрих Сальхов (ОЧ 1908 года!), однако, увы, через двенадцать лет это уже был не тот Сальхов, повторить феноменальный прокат 1908-го года (да и вообще, собственные прежние успехи) ему оказались не под силу, и он занял лишь четвертое место.
А выиграл Олимпиаду 1920-го года «новый швед», покоривший мир – Гиллис Графстрем.
Выиграл, несмотря на серьезную неприятность, случившуюся с ним накануне – у Гиллиса сломался конек! – а запасного у него, конечно, не было. Сегодня фигуристы тоже крайне редко возят с собой запасную пару коньков, хотя с ними (с коньками) регулярно происходят неожиданные неприятности, и непременно на самых ответственных стартах!
(Да еще каких ответственных! На Олимпиаде 2010 года в Ванкувере у Нобунари Оды рвется шнурок на ботинке, на Чемпионате Мира в Турине 2010 года у Артем Бородулина лопнуло лезвие, а на ЧМ в Москве в 2011 году у претендовавшего на главную награду Дайсуке Такахаши вылетает болт, которым лезвие крепится к ботинку… и все это происходит прямо во время выступлений).
Итак, Гиллис, вместо последней тренировки за день до соревнований обошел весь Антверпен. Город после Первой мировой войны выглядел совершенно разрушенным, общественный транспорт не работал – и фигурист ходил по городу пешком. В конце концов, он нашел в какой-то лавке пару подержанных старомодных (это в 1920-м году!) коньков – и именно в них выиграл свое первое Олимпийское золото.
Журналисты всегда отличаются повышенным любопытством – и в этом смысле в те годы они мало отличались от журналистов нынешних. С неослабевающей энергией папарацци принялись преследовать новоиспеченного чемпиона, который – вот неожиданность! — совершенно не захотел общаться с прессой.
Графстрем оказался человеком замкнутым, строгим, со своеобразным характером. (уверена, что фанатам Гиллиса пришлось с ним нелегко!) О себе он почти ничего не рассказывал и все, что удалось узнать журналистам, это скупые факты – как то, что впервые он участвовал в школьных соревнованиях в 1907 году, что он был серебряным призером Швеции, а на Чемпионате Мира в 1914 стал только седьмым.
Напомню, что дело происходит в 1920 году — радио еще только-только совершало свои первые шаги (то есть, передачи), до телевидения было еще очень далеко, не говоря уж об интернете. Так что, публикации в газетах зачастую оказывались единственными источниками сведений — о новом Олимпийском Чемпионе в том числе. Информацию, которую давала в те годы пресса, переоценить сложно.
В довершение к своему замкнутому характеру Гиллис не полюбил соревнования, и вот это уже стало большой проблемой для руководства Шведской федерации по фигурному катанию. Эта несчастная федерация, имея в своем распоряжении лучшего в мире фигуриста, всякий раз, в буквальном смысле слова, вынуждена была его уговаривать соревноваться!

А Гиллис – иногда поддавался уговорам, и, так и быть, ехал на очередной турнир, — с которого неизменно привозил золото. Или — что гораздо чаще – не соглашался никуда ехать и пропускал соревнования без объяснения причин.
Его, в самом деле, мало интересовали турниры и медали.
Графстрем считал себя – и таковым, безусловно, являлся — настоящим художником от фигурного катания и выходил на лед, прежде всего, для собственного удовольствия. Ему совершенно не хотелось напрягаться и «бороться» за медали, он просто любил кататься. Ему ни раз случалось отказываться от участия в международных турнирах – он не прекращал занятий и тренировок, но он — катался для себя. Позиция, конечно, заслуживает уважения, хотя и является несколько спорной.
Думается, что отсутствие конкуренции в сборной (Сальхов к тому времени давно ушел в историю… то есть, в Международный Комитет по ФК – ISU) сыграло свою роль. Пропуск турнира, а то и всего сезона без уважительных причин Гиллису ничем не грозил: ни дисквалификацией, ни какими иными карами. Поэтому уговорить его выступать в международных соревнованиях всегда было проблемой: он то и дело, отказывался.
Однако, когда Первые Зимние Олимпийские Игры 1924 года назначены были для проведения во французских Альпах, он поддался на настойчивые уговоры, отправился в Шамони, где выиграл свое второе золото Олимпиады также легко и элегантно, как и в Антверпене.
После этих Игр он нехотя согласился посоревноваться на Чемпионате Мира в Манчестере, откуда, конечно, тоже увез золотую медаль.
Но в следующий раз он согласился принять участие только во II Олимпийских Играх 1928 года, в Швейцарском Санта Морице. Гиллис стал трехкратным Олимпийским Чемпионом, но, конечно, уже от чемпионата мира 28-го года решительно отказался.

Участники Олимпиады 1928 года в Санта Мориц.

Можно предположить, что для этого необычного фигуриста существовал лишь один, достойный его участия, вид соревнований – Олимпиада. Все остальные турниры не заслуживали его усилий и внимания.
Федерации удалось «заполучить» его лишь на ЧМ в 1929 году в Лондоне, где он успешно защитил титул. От следующего чемпионата мира в 1930 году Гиллис отказался в самый последний момент, как всегда, не объясняя причин.
Зато он принял участие в своей четвертой Олимпиаде, в 1932 году. Там Гиллис, которому исполнилось к тому моменту 38 лет, впервые занял лишь второе место, а виной тому послужила досадная неприятность – во время тренировки надоедливый папарацци с фотокамерой вылез на лед прямо под ноги фигуристу. В те времена бортики не выстраивались вокруг катка, и папарацци вели себя совершенно разнузданно!..
В результате Гиллис упал, сильно повредил колено и катался с травмой. Если бы не это, он мог стать первым и пока единственным в истории четырехкратным Олимпийским чемпионом. В тот год золото завоевал Карл Шеффер, ставший на следующей Олимпиаде в 1936 году уже двукратным ОЧ.


Графстрем в 1932 году завершил карьеру. В дальнейшем он некоторое время тренировал юную Соню Хени.
Всю жизнь Гиллис вместе с женой собирал коллекцию картин и скульптур, посвященных фигурному катанию. Он умер очень рано, в 44 года от заражения крови. Его вдова продолжила собирать коллекцию, и на ее основе впоследствии возник знаменитый ныне Музей Фигурного Катания в Колорадо Спрингс.

Уникальный фигурист, необыкновенный талант Гиллис Графстрем – обладатель трех золотых Олимпийских медалей, одной серебряной и трехкратный чемпион мира: 1922, 1924 и 1929 годов.


маленькая Соня Хени с Гиллисом Графстремом на Олимпиаде в Шамони

Автор: Люся Генсировская